Поронайские новости

Урбанист Василий Вишневский: в пиках загрязнения воздуха на Сахалине виноват Китай

Сахалинский урбанист и руководитель центра развития городской среды "Наш город" Василий Вишневский представил свою гипотезу первопричины проблем с чистотой островного воздуха. Обсуждение исследования состоялось в рамках "Городских сред" — дискуссионной площадки, которую каждую неделю проводит "Наш город". Гипотеза, ставшая итогом годичного изучения атмосферы, основанного на открытых климатических данных, родилась из-за невозможности объяснить проблемы с качеством воздуха привычными аргументами — выбросами от автомобилей и частного сектора, помноженными на низкие температуры и отсутствие активного перемещения воздушных масс над крупными городами региона. Исследователь-активист при этом признается, что не является дипломированным экологом, а его заключение — не готовый научный труд или настольная книга для принятия решений, а повод для обсуждений и дискуссий.
Василий Вишневский
Василий Вишневский

— Если почитать официальные отчеты, самое большое загрязнение наблюдается в условиях, когда происходит повторяемость метеоусловий, затрудняющих рассеивание. Но никто не пытается объяснить, почему загрязнение происходит в ветреный день или дождливую погоду. Основная моя гипотеза — что загрязнение в городе связано с трансграничными перемещениями веществ. С этим спорил эколог Дмитрий Лисицын — он указывал, что перенос формальдегида (а по этому веществу в областном центре превышены ПДК) невозможен из-за того, что он очень быстро распадается, за 1,5-2 часа всего. Это означало, что загрязнение воздуха над Сахалином — "наше", а его источником являются автомобили, так как для выбросов частного сектора такие вещества нехарактерны. А штиль и низкие температуры просто ухудшают рассеивание того, что здесь происходит постоянно. О том, что срок жизни формальдегида измеряется несколькими часами, ранее действительно писали исследователи, но сейчас появились публикации, где указано, что он может сохраняться вплоть до 170 часов. То есть все-таки его перенос возможен, — объяснил Вишневский.
"Местно-климатическое" объяснение природы грязного воздуха на Сахалине, уверен урбанист, не отвечает сразу на десяток вопросов. Например, если загрязнение производит транспорт, то почему концентрации вредных веществ не растут пропорционально увеличению числа машин в городах? Почему нет прямой корреляции между утренним и вечерним часами пик, будними днями и выходными, когда количество заведенных и стоящих в пробках/медленно движущихся авто максимально? Почему даже на оживленных шоссе в Санкт-Петербурге или Москве фиксируют меньшие, чем на юге Сахалина, концентрации? Да и сами города, где есть крупная промышленность и живут миллионы человек, значительно чище? Почему большинство городов с опасным воздухом сосредоточено на юго-востоке страны? А не, скажем, на севере, где должно быть холоднее, и одновременно существует больше транспорта и тяжелой промышленности? Как объяснить, что самым грязным днем прошлого года стала пятница, 13 ноября? В этот день не было мороза под тридцать, было потепление и вообще бушевал циклон? А концентрация формальдегида выросла в 14 раз от средних значений.
Кроме того, исследователь обратил внимание на два крошечных острова к северо-западу от Хоккайдо — Рисири и Ребун — где вообще нет никакой промышленности и живет всего около 5 тысяч человек. Они уверенно выделялись на картах загрязнения Японии. И пока крупные промышленные миллионники вроде Асахикавы или Саппоро горели зеленым, маленькие острова были окрашены в нежно фиолетовый цвет повышенной концентрации вредных веществ.
Смог в Южно-Сахалинске
Смог в Южно-Сахалинске

— Что-то странное у нас происходит на севере Хоккайдо. А тут всего 270 километров до Южно-Сахалинска. А теперь вернемся к нам. На Сахалине практически нет никакого производства, а экологический профиль Южно-Сахалинска при этом значительно хуже, чем в том же Челябинске. Окей, возможно это машины или частный сектор. Но почему тогда в один день мы видим смог, а на следующий день — небо чистое? При такой же температуре и близких показателях ветра? И кто топится 2 июня? Или почему в мае у нас наибольшая концентрация по саже? Май у нас бывает даже теплее, чем июнь, будут ли в это время активно топиться жильцы частных домов? — добавил Вишневский.
Аномалию с загрязнением некоторых префектур Хоккайдо, признался исследователь, активно изучают, для этого используются данные спутниковых наблюдений, которые показывают, что основной причиной превышений является перенос загрязненного воздуха из Китая на восток — по крайней мере, пики загрязнения там с лагом в два-три дня (в зависимости от скорости ветра) совпадают с ростом загрязнения на юге Сахалина.
Грязный воздух в Китае
Грязный воздух в Китае

Смещение грязного воздуха на восток
Смещение грязного воздуха на восток

— В старых отчетах в Хабаровском крае указывали, что свою роль в загрязнении играют также трансграничные переносы. Сейчас эти данные из отчетов почему-то пропали. Я повторю, это не бесспорный вывод, это повод для дискуссии в профессиональном сообществе. Но при этом, я не отрицаю, что у нас существуют источники загрязнения, которые постоянно работают на территории субъекта, и они тоже вносят свой вклад в фоновый уровень. Но вот эти пиковые загрязнения — это именно перенос. Именно по этой причине воздух грязный не всегда, и объяснить эти пики концентраций с традиционных позиций не удается. Надо фиксировать это движение, нужно больше датчиков, которые корректно работали, чтобы все это было возможно корректно зафиксировать, отделить то, что производится здесь, от того, что приносят воздушные массы. Потому что газифицировать частный сектор, предприятия ЖКХ, снижать выбросы от транспорта — тоже нужно, это тоже важно. Но надо четко понимать, с чем работать, а не оперировать, как сейчас, некими расчетными или усредненными данными, — заключил Василий Вишневский.
О проблемах с качеством атмосферного воздуха в Южно-Сахалинске активно заговорили в начале прошлого года, периодические проблемы, впрочем, наблюдались и ранее. Согласно официальной позиции властей области, которую озвучивал губернатор Валерий Лимаренко, основной причиной загрязнения являются автомобили — на них возлагали до 90% вины за состояние атмосферы в Южно-Сахалинске. Примерно такими же данными в прошлом году оперировали опрошенные ИА Sakh.com ученые и экологи, а также официальные отчеты властей. Сейчас силами минэкологии с привлечением сторонних организаций на островах развернута мониторинговая сеть из 35 датчиков, отслеживающих состояние атмосферы. Возможно, после начала их работы и накопления некой статистической базы, ответ на вопрос о первопричинах ухудшения городского воздуха станет более понятным.

545 19172 5