Поронайские новости

Ушедшие в вечный полет. Ил-2КР

Пропавшие без вести
Эта история длится уже несколько десятков лет. Еще в 1989 году на месте побывали представили горкома ВЛКСМ, журналисты, военнослужащие и поисковики. После этого в газете "Молодая гвардия" за 28 октября 1989 года вышла статья под названием "И вздрогнул от взрыва березовый лес…". В ней говорилось о том, что грибники в сентябре 1989 года обнаружили обломки советского самолета и сообщили об этом в Южно-Сахалинск. Тогда уже была идея вывезти фрагменты самолета для реставрации. В статье упоминалось про два самолета, один из которых упал в лес, второй в море. И случилось это якобы в 1948 году. С каждым годом фрагменты воздушного судна находили все новые и новые люди. Так, есть информация, что в 1991 году на самолет вышли туристы и среди обломков видели летные очки и даже останки экипажа. Затем на месте побывали военнослужащие, которые подорвали неразорвавшийся при пожаре боекомплект, снаряды к пушке ВЯ 23, патроны к пулеметам УБ и ШКАС. До сих пор в округе валяются разлетевшиеся гильзы.
Вновь обломки легендарного советского штурмовика Ил-2 были обнаружены в районе реки Ивот в 2009 году активистом "Поискового движения России" Алексеем Охрименко. С 2012 года поисковиками начата архивная работа по уточнению обстоятельств крушения самолета и судьбы экипажа. С 2012 по 2017 год было проведено множество полевых выездов к месту падения самолета, в результате которых были обнаружены пряжки от парашютной и пристяжной системы экипажа, фрагменты парашютного ранца, кительные пуговицы, обгоревшая пряжка от офицерского ремня, а также мелкие фрагментированные останки одного из членов экипажа. Все указывало на то, что экипаж погиб. Самолет упал "плашмя", длина разброса обломков небольшая, всего метров 30, ширина — и того меньше. Сохранились фрагменты неплохо — хвостовое оперение со стабилизатором, киль с рулем направления, стойки шасси, двигатель практически не пострадал, оторвало только две лопасти из трех. На месте был сильный пожар, на это указывает множество расплавленного авиационного алюминия, спекшегося в огромные куски. Среди них могут быть и останки экипажа. Были обнаружены номера самолета, которые на Ил-2 дублировались на множестве технологических лючков, броне, а также на крыльях самолета. Также был известен и номер двигателя. Но ответа из архива не было.
Во время одного из выездов была обнаружена часть козырька с антенной, которая стояла на неподвижной части фонаря, спереди летчика. Это указывало на то, что самолет — не просто штурмовик Ил-2М3, как считалось ранее, а его модификация Ил-2КР (корректировщик-разведчик).
— Летом 2014 года нам удалось заручиться поддержкой компаний "Авиашельф" и "Азия Транс Проекты". Одна выделяла вертолет, другая автотранспорт- все это безвозмездно, для того, чтобы вывезти фрагменты самолета для дальнейшей реставрации и экспонирования его на площади Победы. Осенью началась подготовка к этой сложной операции. Тогда и обнаружилось, что буквально за несколько недель перед нами на месте падения побывали мародеры, укравшие несколько важных частей самолета: хвостовой костыль, киль с рулем направления, верх фонаря пилота, некоторые другие элементы, в том числе и часть козырька с антенной. Уже известно, что эти части им понадобились для реставрации самолета в Приморье. Ранее нам поступали предложения о помощи в вывозе всех фрагментов самолета для Приморья за материальное вознаграждение. Мы, естественно, отказались, потому что самолет должен остаться на Сахалине, и поэтому они решились на воровство, — вспоминает Артем Бандура, руководитель регионального отделения "Поискового движения России".
— И вот осенью легендарный штурмовик Ил-2, более 60 лет пролежавший в сахалинской тайге, в сопках в районе реки Ивот Корсаковского района, совершил свой последний полет. 30 октября 2014 года активисты "Поискового движения России" при помощи вертолета доставили сначала фрагменты на берег, а затем, погрузив на грузовики, привезли все в Южно-Сахалинск. Но, к сожалению, реставрация до сих пор не началась. Самолет ведь уникальный, корректировщик, еще и с бронированной кабиной штурмана, — рассказывает активист "Поискового движения России" Алексей Охрименко.
В мае 2017 года прямо перед Днем Победы поисковики получили ответ из Центрального архива Министерства обороны, в котором была долгожданная информация о найденном самолете.
Самолет Ил-2КР, № 8598 (полный номер 308598) был выпущен на 30-м авиационном заводе 4 июня 1945 года. В мае 1948 года значится в боевом расчете 243 ОКРАЭ (отдельной корректировочно-разведывательной авиационной эскадрильи) с дислокацией в п. Гастелло. Осенью этого же года самолет уходит на ремонт, и ему меняют двигатель.
С 1 июля 1949-го года эскадрилья дислоцируется в п. Ново-Александровск. В мае 1950-го происходит авария мотора на самолете, и ему ставят третий двигатель АМ38ф № 2519186. С этим двигателем и обнаружили самолет через несколько десятков лет.
Из исторического формуляра 243 ОКРАЭ: "30.11.1950 года при проведении контрольно-комплексных полетов экипаж в составе: летчик — лейтенант Реуцков, штурман — лейтенант Попов на самолете Ил-2 потеряли ориентировку, вступили в работу с радиопеленгатором, с выполнения задания не вернулись".
Из политдонесения 243 ОКРАЭ от 21 декабря 1950 года
"30 ноября 1950 года экипаж в составе летчика — лейтенанта Реуцкова и штурмана — лейтенанта Попова не вернулись с выполнения летного упражнения: полет за облаками, по причинам:
  1. Резкого ухудшения метеообстановки после получаса взлета экипажа.
  2. Запланирован неслетанный экипаж для выполнения сложного задания, т.е. экипаж совершал совместный полет впервые.
  3. Штурман положился только на радиосредства и не использовал компасную навигацию, в результате потерял ориентировку.
  4. Штурман не проверил точность работы радиосредства, поэтому не обнаружил ошибку, даваемую радиопеленгатором, который вывел самолет от себя в море.
  5. Причина неиспользования РПК (радиополукомпаса) экипажем неизвестна".
1 января 1951 года летчика Павла Реуцкого и штурмана Александра Попова исключили из списков личного состава ВВС СА как погибших при катастрофе самолета. В их учетно-послужных картах есть запись за 27.12.1950 г. о присвоении очередного воинского звания — старший лейтенант.
Из архивных записей выходит, что после пропажи самолета его считали упавшим в море и, видимо, поэтому не искали. До уточнения места падения экипаж Ил-2КР числился пропавшим без вести, в послевоенное время не принято было писать и говорить об этом, поэтому в архивных документах люди указаны как погибшие при катастрофе самолета.
Экипаж
Летчик: старший лейтенант Реуцков Павел Сергеевич
Летчик: старший лейтенант Реуцков Павел Сергеевич

Родился 19.06.1922 года в селе Алексеевском Ильинского района Ивановской области. В рядах Красной Армии с июня 1941 года. Окончил Балашовскую военную Академию школы пилотов в 1945 году. Награжден медалями "За победу над Германией", "30 лет Советской армии и флота". С мая 1948 года — старший летчик 243-й отдельной корректировочной-разведывательной авиационной эскадрильи 29-й воздушной армии Дальневосточного военного округа.
У него остались жена Реуцкова Мария Алексеевна 1926 года рождения и дочь Ольга 1947 года рождения. Проживали в п. Ново-Александровск на ул. Матросова.
Штурман: Попов Александр Петрович
Штурман: Попов Александр Петрович

Родился 1.09.1926 года в селе Уян Куйтунского района Иркутской области. В рядах Красной Армии с июня 1943 года. Окончил Харьковское военное авиаучилище штурманов в 1947 году. Награжден медалью "30 лет Советской армии и флота". С декабря 1949 года — штурман 243-й отдельной корректировочной-разведывательной авиационной эскадрильи 29-й воздушной армии Дальневосточного военного округа.
У него остались жена Попова Анна Степановна 1927 года рождения и сын Александр 1948 года рождения. Проживали в п. Ново-Александровск на ул. Матросова.
Память
Однако после получения архивных документов и фотографий история не закончилась.
В рамках проекта "Вечный полёт" была запланирована установка памятной таблички на месте гибели экипажа. В этот выезд было решено снова попытаться найти останки экипажа. Землю в районе нахождения бронекорпуса просеивали через сито. В результате был обнаружен штурманский нагрудный знак Александра Попова, а также его карманные часы-секундомер. Крупные останки членов экипажа по-прежнему не найдены.
Для уточнения судьбы погибших летчиков начался поиск их родственников. Активистка регионального отделения Мария Стреляева нашла племянницу Павла Реуцкова (дочь его родного брата Николая) Реуцкову Зинаиду Николаевну.
Удалось узнать, что Павел Сергеевич родился в семье зажиточного крестьянина. В хозяйстве было много лошадей. Не желая расставаться со своими лошадьми, отец Павла, Сергей Игнатьевич вступил в колхоз на том условии, что будет работать там конюхом. В семье помимо Павла было еще два сына: Николай и Иван, и три сестры: Анна, Мария и Александра. Все дети в семье были грамотные. Брат Иван был с детства болен, выучился на счетовода и работал в местном колхозе. Брат Николай, окончив курсы трактористов, работал бригадиром тракторной бригады в Гарской МТС и плотничал в свободное время.
О своем дяде Зинаида Николаевна Реуцкова рассказала следующее:
"Павел Сергеевич приехал в родное село Алексеевское в последний раз в военной форме и сказал, что его переводят на Сахалин. Во время катастрофы его жена Мария была беременна близнецами, но дети родились мертвые, сама жена впала в кому, и где-то через год она вышла на связь с нами, но потом пропала. Возможно, дочь Павла Ольга воспитывалась в детском доме. Командование нам сообщило, что самолет упал в воду, и связь с экипажем продолжалась по рации до тех пор, пока они не утонули, захлебнувшись водой. О дальнейшей судьбе дочери Павла Ольги ничего не известно".
На самом деле самолет не долетел до поверхности воды более 800 метров, а упал на склоне сопки, где его спустя десятилетия и нашли.
Также Зинаида Николаевна прислала фотографии Павла, его жены и дочери.
Сестре Анне. Павел возле самолета Ил-003
Сестре Анне. Павел возле самолета Ил-003

Жена Мария и дочь Ольга
Жена Мария и дочь Ольга

"На долгую память жене брата Клавдии от Павлика"
"На долгую память жене брата Клавдии от Павлика"

Родные Александра Попова пока не найдены, но в сети Интернет найдена фотография футболиста Попова Александра Александровича, который родился 22.11.1948 года в г. Ростове-на-Дону. На фотографии совпадающий по данным ФИО и даты рождения мужчина, очень похож на штурмана самолета Ил-2. К сожалению, Александр Попов умер в 2014 году. Место его проживания и данных о его семье пока не удалось установить.
Эта история еще не закончена, поисковики продолжают свою работу. Необходимо отыскать останки погибших и захоронить их с воинскими почестями. А также найти родственников Александра Попова, чтобы сообщить им о месте гибели. И конечно же, крайне важно сохранить одну из страниц нашей истории — легендарный штурмовик Второй мировой войны Ил-2.
Советский штурмовик времен Великой Отечественной войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Самый массовый боевой самолет в истории, было выпущено более 36 тысяч штук. Конструкторы называли разработанный ими самолет "летающим танком". Пилоты-истребители Люфтваффе прозвали Ил-2 "бетонным самолетом" (нем. Betonflugzeug). По утверждению некоторых советских авторов, солдаты вермахта называли его "чумой" (нем. SchwarzerTod, дословно: "черная смерть"). У Ил-2КР полностью сохранилась конструкция и вооружение серийного двухместного "Ила" с АМ-38Ф. Изменения были внесены только в состав оборудования, в топливную систему и в схему бронирования. Радиостанцию РСИ-4 заменили на более мощную РСБ-3-БИС с большей дальностью действия, которую разместили в средней части фонаря кабины экипажа непосредственно за бронеспинкой пилота над уменьшенным по высоте задним бензобаком. Для фиксации результатов разведки в хвостовой части фюзеляжа установили фотоаппарат АФА-И (допускалась установка АФА-ИМ). Внешне самолеты Ил-2КР отличались от серийных Ил-2 лишь наличием радиоантенны, установленной на переднем неподвижном козырьке фонаря кабины пилота.

27 12100 10